15.12.2023 16:06
Новости.
Просмотров всего: 18703; сегодня: 12.

Об истории чайной торговли в Москве рассказал Главархив

Об истории чайной торговли в Москве рассказал Главархив

Чай сегодня – один из самых популярных напитков в мире. В магазинах можно найти десятки его сортов: индийский, цейлонский, китайский, с травами и фруктовыми добавками. Кажется, что так было всегда, но продавать чай в России начали только в XVII веке. 

В XVII веке чай использовали как лекарственное средство от желудочных болей. Многие люди довольно скоро открыли бодрящий эффект крепко заваренного напитка и стали пить его регулярно. Хотя в народе долго ходила присказка: «Кто чай пьет, тот отчается». В начале XVII века чай везли в Россию из Китая, русские купцы меняли на него пушнину. В 1720-е годы центром чайной торговли стала слобода Кяхта, находившаяся на границе с современной Монголией, которая подчинялась китайскому императору. 

В начале XIX века чай в нашей стране уже пили все желающие, но, естественно, качество товара напрямую зависело от его цены. Известно, что Федор Достоевский обожал этот крепкий напиток, так что один из героев его произведения «Записки из подполья» даже произносит такую тираду: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». 

В пользу популярности этого напитка говорит и тот факт, что сырье довольно быстро научились подделывать. В Главархиве сохранился циркуляр Медицинского департамента Министерства полиции от 7 декабря 1815 года, присланный министром полиции Сергеем Вязмитиновым московскому главнокомандующему Александру Тормасову. В документе сообщалось о том, что члены правления Российско-Американской чайной компании написали министру внутренних дел о частых случаях продажи в Москве и Петербурге чайных подделок. Вместо китайского чая хитрые торговцы стали продавать смесь настоящих чайных листочков с иван-чаем.

Иногда покупатели с изумлением обнаруживали, что им продали смесь из этой травы по цене самого дорогого китайского сорта чая. Иван-чай в те времена заваривали преимущественно бедные крестьяне и стоил он гроши. Таким образом, генерал Тормасов приказал установить усиленное полицейское наблюдение за лавками, в которых продавался чай, и принять все меры для прекращения торговли подделками. Замеченные в нечестной торговле лавочники должны были предстать перед судом. Принятые меры подействовали, и торговля фальшивым чаем резко сократилась. 

Старейшими торговцами чая в Москве считались купцы Перловы. Алексей Перлов открыл в первопрестольной множество чайных лавок, где торговали в розницу, а сырье уже ввозили по морю, поэтому цены на чай упали и теперь его могли купить большее число горожан. В конце XIX века Перловы открыли роскошный магазин на Мясницкой улице, который в народе прозвали «китайской шкатулкой». «Чай не пьешь – откуда силы?» – таким был один из популярных рекламных слоганов заведений Перловых. За свои торговые и общественные заслуги купцы Перловы получили потомственное дворянство.  

У семейства Перловых был и серьезный конкурент – Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и К». Этой фирме удалось разбогатеть после того, как Александр II разрешил ввозить чай через порты на Черном и Балтийском морях, таким образом, логистические расходы обходились в несколько раз дешевле. Знаменитый «чай со слоном» появился у нас во многом благодаря купцам Высоцким. Торговать чайным сырьем с собственных складов придумали в 1887 году купец второй гильдии Алексей Шевалдышев и купец первой гильдии Василий Климушин, которые подали на утверждение устав нового «Товарищества чайной торговли и складов “Василий Климушин”».  

Чай по-прежнему остается одним из самых любимых напитков у москвичей, но купить его теперь гораздо проще, а выбор марок стал гораздо обширнее.

Фото: Начальник производственной лаборатории Московской чаеразвесочной фабрики им. В.И. Ленина Д. Быков (слева) и главный титестер Н. Фомичев проверяют качество очередной партии чая. Автор – Н. Максимов. Москва. Ноябрь 1956 г. Главархив Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8608 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/133351073/
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...