28.01.2025 16:11
Аналитика.
Просмотров всего: 8412; сегодня: 8.

«Не ложись сытым»: народные приметы о еде

«Не ложись сытым»: народные приметы о еде

Крестьяне связывали с повседневной и праздничной едой разные поверья и приметы, а еще — использовали блюда и напитки в магических ритуалах. Какой пожар тушили квасом, зачем есть хлеб с плесенью и носить в кармане ржаной сухарь и почему картофель называли «чертовым яблоком»? Читайте в нашем материале о народных поверьях, связанных с пищей.

Ржаной сухарь от судорог: хлеб, печенье и калачи

Семья собиралась за общим столом обедать и ужинать. Перед тем как приступить к еде, крестьяне мыли руки и умывались. Считалось, что если ешь грязными руками — впускаешь внутрь нечисть. За столом нельзя было ругаться или громко смеяться, плохо отзываться о блюдах, которые подала хозяйка. Позволялось спокойно разговаривать о текущих делах. Якобы от «хулы» портился вкус еды, а от приличной беседы — улучшался. После ужина посуду следовало убрать со стола, иначе в ней разгуляется нечисть или же остатки доест домовой и оближет миски.

Во многих регионах считалось, если человек быстро ест — значит, он быстро и хорошо работает. Поэтому так проверяли работников перед наймом. При этом крестьяне плохо относились к обжорству: якобы если человек ест слишком много, то он это делает за двоих, себя и черта. Советы об умеренности в пище отразились и в пословицах:


Ешь, да не жирей — будешь здоровей.


Не ложись сытым — встанешь здоровым.


Много суеверий связано с хлебом. В традиционной культуре он считался не просто продуктом, а символом здоровья, достатка и даже жизни. С хлебом следовало обращаться по-особому — существовали особые предписания и запреты. Например, нельзя было ронять на пол или выбрасывать хлебные крошки, иначе случится неурожай и голод. Но их можно было отдавать птицам.

Некоторые из суеверий носили практический характер. Например, плохой приметой считалось макать хлеб в соль. Это можно объяснить: дорогая в те времена соль засорялась крошками. Примета «кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать» помогала сберечь остатки хлеба и сэкономить на муке. Но существовали суеверия, которые сложно объяснить. Например, считалось, что ржаной сухарь в кармане магическим способом защищает от судорог, а перевернутый в печи каравай предвещает несчастье или даже смерть.

Владимир Даль, этнограф: "Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду".

Мистические представления частично распространялись и на другие мучные изделия. Булками — их пекли для колядующих, гостей на свадьбе, повивальных бабок — кормили духов, чтобы те не вредили человеку. Фигурное печенье в форме лошадей и коров давали домашнему скоту для хорошего приплода. Еще крестьяне верили, что, если посмотреть на человека сквозь отверстие калача, можно навести на него порчу или определить таким образом колдуна. Историк Михаил Забылин описал уголовное дело о колдовстве, которое суд рассматривал в Шуе во второй половине XVII века: «Один посадский подал челобитную, что в углу на краю своего огорода он нашел куски печеного хлеба, калачи и несколько меда». Наводили порчу и на другие продукты, например на молоко и мясо.

Крестьянские овощи: капуста и горох

В России картофель появился в конце XVII века, его завезли по приказу Петра I. До XIX века в крестьянской среде картофель практически везде считали нечистой пищей, называли «поганью» и чертовым яблоком. Появились даже легенды, в которых упоминалось, что картофельные кусты вырастают на могилах колдунов и ведьм. А по другой версии, картошка произошла из слюны дьявола: он плюнул на землю в досаде, что не удалось прельстить Христа. Считалось, что если принести этот овощ в избу, то нечисть на радостях устроит неистовую пляску.

Основой постного меню и в богатых, и в бедных домах была капуста. С ней связано много примет и обрядов. «Капустничками» называли детей, рожденных вне брака: считалось, что именно их находят в капусте. Если девушка изменила парню, то он мог срезать все кочаны на ее грядках. Заготовка капусты на зиму была настоящим праздником. На него приглашали соседей: все рубили овощи специальными сечками в деревянных корытах. К этому дню варили пиво и готовили особый ужин, девушки наряжались, а вечером хозяева и гости устраивали пляски и гулянья.

В постные дни ели горох в разном виде. Михаил Забылин так описывал блюда, которые подавали на стол: «…мы встречаем… горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердо сбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки…» В поверьях упоминалось, что на гороховых полях обитают русалки, Баба-яга и прочая нечисть. Растение применяли в магических обрядах. Существовал такой ритуал: весной следовало убить змею, в ее нутро положить три горошины и закопать в землю. Если на этом вырастет какой-то цветок — сорвать его и закатать в воск. Считалось, что этот восковой шарик с цветком помогает читать мысли людей, когда кладешь его в рот. 

Скоромное: молоко и мясо

Мясо крестьяне, как правило, готовили по большим праздникам. Во многих местах не ели телятину, это считалось грехом. У суеверия было практическое объяснение: если у недавно родившей коровы забрать теленка, она лишится молока. Поэтому на стол обычно ставили свинину или баранину, курицу или дичь.

Важное значение в рационе имели молочные продукты. В прошлые века им даже приписывали целебные свойства. Существовали заговоры, чтобы животное было послушным во время дойки:

Из книги Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»: "Не дай ей, Господи, ни ножного лягания и хвостового махания, ни рогового бодания. Стой горой, дой рекой, озеро сметаны, река молока, ключ и замок словам моим".

Если у коровы пропадало молоко, виноватой объявляли нечисть. Якобы ведьмы доят скот на расстоянии: чертят круг и в центр втыкают нож. А потом варят зелья и магические сыры.

По другим представлениям, колдуны превращались в змей и лягушек и пили молоко прямо из коровьего вымени. По поверьям, неравнодушны к нему были и домовые. Но их угощали сами хозяева: перед Великим постом оставляли чашку молока или миску с мясом.

Напитки: квас и мед

Квас был известен уже в X веке, в исторических источниках упоминается, что на Руси его готовили практически везде. Настаивали квас обычно из муки и солода, а иногда — из репы, свеклы или арбуза. В напиток добавляли приправы, ароматные травы, ягоды и мед.

Квас подавали в банях, и там же обливались им, чтобы сохранить здоровье. Напитком следовало тушить пожар от удара молнией, вода, по поверьям, с таким огнем справиться не могла. Квасную гущу использовали в народной медицине, вместе с солью она считалась верным средством от лихорадок.

Медом в старину называли питье, по крепости близкое к вину, а иногда и к водке. Существовало множество его разновидностей.

Из книги Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»: "Меда были: вишневый, смородинный, можжевельный… приварный, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий и боярский. Для лучшего вкуса и цвета выжимали из зрелых вишен сок и подливали в мед. Нашим русским медам удивлялись иностранцы, так хорошо приготовляли его".

Позже появились слабоалкогольные виды. Напитки различались по способу приготовления. Ставленный — из двух частей меда и одной ягодного сока — бродил естественным образом и в засмоленных бочках доходил в земле десятки лет. Вареный мед готовили по технологии, близкой к пивной, он был готов уже через пару недель.

И медовый напиток, и сам мед применяли в народной медицине и ритуалах. Символически его связывали со здоровьем, красотой и благополучием. Верили, что он помогает от змеиных укусов и болезней горла. А еще мед считался любимой пищей умерших, поэтому на поминальный стол всегда ставили медовуху.

Автор: Маргарита Ковынева. Портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Агрегатор счастья, Дети, История, Кулинария, Культура, искусство, музеи, Напитки, Пищевая промышленность, продукты питания, Семья
Сайты субъектов РФ: Ивановская область
Сайты городов субъектов РФ: Ивановская область - Шуя
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS)

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11035 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/257639/ne-lozhis-sytym-narodnye-primety-o-ede
Поделиться:

Интересно:

День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...